ЕЛЕНА БЛАВАТСКАЯ - БИОГРАФИЯ ОККУЛЬТНОЙ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

Биография Елены Блаватской интересна и неординарна. Известный философ и эзотерик 19 века предпочитала вести яркую и насыщенную событиями жизнь. Она часто путешествовала по различным странам мира, изучая религиозные течения, эзотерические знания и культуру других народов.

Из биографии Елены Блаватской известно, что она имеет интересную родословную и аристократическое происхождение. Она относилась к дворянскому сословию. Одним из предков Блаватской был С. Г. Долгоруков, являющийся братом одного из членов Тайного Совета государя Петра II. Прадед ее служил вместе с Кутузовым, бабушка была княжной, сделавшей большой вклад в изучение археологических и ботанических наук.

По отцу Елена относилась к старинной династии Ган, происходящей из Германии. Среди предков Елены Ган присутствовали крестоносцы и представители Каролингского рода. Елена Ган появилась на свет 12 августа 1831 года, по старому стилю — 31 июля. Местом рождения, как известно из биографии Блаватской Елены Петровны, стал украинский Днепропетровск, в те времена называвшийся Екатеринославом.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ЕЛЕНЫ ГАН

Мать Елены являлась известной на то время писательницей-романисткой, а Ган Петр Алексеевич, ее отец — служил в конной артбатарее офицером. Когда их дочери исполнился годик, семейство переехало в Романово — село, входящее в Днепродзержинск Днепропетровской области. Отцовская служба вынуждала семью часто переезжать.

В 1835 году семья перебралась в Одессу, приблизительно в этот период у Блаватской появилась сестра по имени Вера, ставшая впоследствии популярной писательницей.
В это время семья проживала попеременно в Туле, Курске и Санкт-Петербурге, Астрахани и Полтаве. В детстве Елена училась у матери игре на фортепиано и брала уроки танцев. В Одессе, куда семья вернулась в 1839 году, мать наняла дочке репетитора по английскому языку. В 1840 году семья опять переезжает, теперь в Саратов, где деда Блаватской назначили губернатором.

После переезда у Елены появился брат Леонид. Еще по прошествии года семья вернулась в Украину, после чего, в 1842 году мать Елены Петровны скоропостижно скончалась от чахотки. Она умерла в молодом возрасте, на момент смерти писательнице было всего 28 лет. После ее смерти дочку Елену взяли к себе дедушка и бабушка по матери, проживавшие в Саратове. Дом Фадеевых — такой была девичья фамилия матери оккультной путешественницы — посещали представители интеллигенции. Известные историки и писатели часто гостили у них.

Елена Петровна имела хорошее образование, полученное дома. Обучением ребенка занимались три репетитора и непосредственно ее бабушка. Библиотека, собранная еще прадедом Блаватской, стала любимым местом растущей девушки. В ней было много оккультных книг, которыми уже в детском возрасте серьезно увлекалась Блаватская. Среди этих книг были и старинные трактаты средневековых магов и алхимиков.

В 1844 году Елена поехала в Париж для обучения музыке, а после в Лондон — с этой же целью. Жена губернатора Тифлиса в мемуарах упоминала, что князь Голицын часто гостил у Фадеевых и его заинтересовала Елена Ган своими необычными увлечениями. Слухи именовали Голицына магом, предсказателем и масоном. Имени князя мемуары не называют. Считается, что именно под его влиянием Блаватская впервые попыталась наладить контакт с мудрецами Востока — таинственными учителями-махатмами.

Скорее всего, речь идет о Владимире Сергеевиче Голицыне, по воспоминаниям бабушки оккультной путешественницы, которые дошли до наших дней в письменной форме. Но его сыновья Сергей и Александр часто гостили у Фадеевых вместе с отцом. Под чьим влиянием росла Елена Петровна, до сих пор неизвестно.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ

В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония. После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем отправилась к морю, побывав в Керчи, Одессе и уплыв на паруснике в Константинополь.

Современные данные о странствиях Елены Петровны, маршрутах и других событиях, происходивших с ней, основаны исключительно на воспоминаниях путешественницы, встречающихся в книгах Елены Блаватской. Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Деньги Елене в течение некоторого времени высылал отец, а сама она не имела работы в отдельные периоды жизни.

В Константинополе Блаватская работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон. В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях. После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешственница поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, ведь когда пришлось зарабатывать своим трудом, Елена Петровна давала концерты в странах Европы.

Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, после чего несколько раз попыталась попасть в Тибет. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна повторила проникновение, оказавшееся удачным. После семилетнего пребывания там она вернулась в столицу Англии, где давала концерты. Также, после очередной встречи с учителем, Елена странствовала по Америке, Японии и Индии.

Путешествие завершилось в Пскове, где Елена Петровна остановилась у родственников. В это время она занималась спиритизмом, распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах. Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе и около трех лет изучала местные горы.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев. Там путешественница получила серьезные ранения. Поправив здоровье, она опять уходит в странствия. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРИОД

В 70-х годах Блаватская начала свою проповедническую деятельность. Она начала с Египта, но через пару лет остановилась в Одессе, открыв магазин с искусственными цветами, чернильную фабрику и лавку при ней. Некоторое время Елена странствует по европейским странам, затем меняет их на США.

В 1875 году Елена заключает фиктивный брак с американцем и получает американское гражданство. С сего момента она путешествует с Олкоттом по Индостану. Об этом путешествии была написана первая книга Блаватской. Во время поездки в Цейлон Елена стала буддисткой, приняв обет от тибетского монаха.

Во время жизни в Индии Блаватская была обвинена в мошенничестве. Это несколько подкосило ее здоровье. После затяжной болезни она находилась в Бельгии и Германии и особенно активно работала над своими книгами, восстанавливая здоровье.

В Лондоне, после продолжительного гриппа, Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Ее останки кремировали и разделили на три части, разместив их в трех штабах Теософского общества.

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ЕЛЕНЫ БЛАВАТСКОЙ

Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совсем недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала. Общество занималось исследованием парапсихических явлений. К тому же спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, который попал под власть некого духа. В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.

В 1873 году Блаватская переезжает в США, где знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и по сей день.

Целями Теософского общества были:

🔮Создание всемирного братства без внимания к расам, цветам кожи, полу, социальному положению и вероисповеданию людей.

🔮Изучение писаний всех народов и наук.

🔮Отстаивание важности значения азиатских источников.

🔮Исследование скрытых тайн природы и человека.

Теософию Блаватской современники называли попыткой объединить все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а также объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости. Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучении людьми мудрости Махатм. Она называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм. Девиз созданного ей общества звучал так:

"Нет религии выше истины".

Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в течение десятилетия. В 1884 году основательницу общества обвиненили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей. Один из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская же объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, что именно в переводе названия скрывается суть журнала. После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества стало несколько представителей духовенства.

Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных штаб-квартирах общества — в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы незадолго до ее смерти. По сей день ее последователи отмечают день смерти духовной наставницы и называют его днем белого лотоса.
ЕЛЕНА РЕРИХ И БЛАВАТСКАЯ

Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Вот как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской:

"…Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!"

Елену Ивановну Рерих очень интересовали труды Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, некоторые письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены именно Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны на древних языках, но Рерих справилась с переводом всего за два года.

Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, после смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного письма от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.

ЕЛЕНА БЛАВАТСКАЯ - ЦИТАТЫ

В цитатах Елены Блаватской и современный человек сможет найти мудрость, которая была присуща этой великой женщине. Многие из них сохранились в ее трудах и дошли до наших дней. Слова Елены Петровны часто записывались ее последователями и близкими друзьями, что позволило сохранить их для потомков.

Так, о Тибете Елена Блаватская говорила так:

"Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и — где никогда не проливают кровь животных".

В книге «Загадочные племена на Голубых горах» Елена Петровна высказала свое мнение о публике и общественном мнении:

"…всякая публика горазда отплевываться от мошки, чтобы затем добровольно проглотить слона…"

В труде «Разоблаченная Изида» писательница приводит в пример старинную персидскую пословицу:

"Чем небо темнее, тем ярче будут сиять звезды".

УЧИТЕЛЬ БЛАВАТСКОЙ МАХАТМА МОРИА

В 1851 году, прямо в день рождения, Блаватская встретила индуса-раджпутру, ранее виденного во снах. Именно таким образом учитель Блаватской являлся ей, но только один раз Елене Петровне удалось увидеть его воочию. Встреча случилась в лондонском Гайд-парке, после нескольких неудачных попыток проникновения в Тибет и странствий по Индии.

Между учителем и путешественницей произошел диалог, в итоге которого стало ясно, что три года Елена должна пробыть в Тибете, занимаясь подготовкой к исполнению важной цели. Махатма Мориа был заинтересован в помощи Блаватской. Со слов Елены Петровны, он просил ее участия в его собственной работе. Существует портрет учителя Блаватской, кисти Елены Рерих. Возможно, последняя переняла учение о Махатмах у Блаватской.

По мнению эзотерического писателя Кеннета Джонсона, на представления путешественницы о Махатма Мориа оказало влияние франкмасонство. Об этом учителе упоминала и Елена Рерих в собственных трудах. После разговора Елена Петровна поспешила в новое путешествие. Сначала она посетила Канаду и Мезоамерику, а потом направилась в Индию, где провела почти два года.

В письмах Блаватская отмечает, что каждый месяц она получала деньги, не зная, кто их отправлял. Она следовала маршруту, выполняя задания Махатмы Мориа. Письма учителя Елена получала неоднократно, но встреч с ним больше не имела. Критики отмечают, что деньги приходить ей могли и от родственников, не безразличных к ее судьбе.

Основное обучение Блаватской оккультизму состоялось после 1855 года, когда она попала в Тибет и провела вместе с учителем целых семь лет.

В целом, Блаватская стала одним из деятелей культуры и просвещения, которые оказали заметное влияние на изучение эзотерики и философии во всем мире. Знания, собранные во время путешествий, стали богатым наследием, которое ценят и сейчас.

http://s5.uploads.ru/t/zBncX.jpg