Я попробую написать о Тантре с позиции современности. А как же иначе? Любое учение, как и любое живое явление, должно развиваться и расти, вбирая в себя все новое, что приносит время; иначе учение становится застывшим, бессмысленным и умирает, в конце концов. А тем, что вносит новизну и продолжает жизнь учения, являются конкретные люди, их жизни, их осознания.

Вот почему подчеркиваю — Тантра в современности. Нет смысла сожалеть о древних, передаваемых из уст в уста практиках, искать их учителей, гуру и так далее. Время меняется, многое стало другим. Гуру не хватает на всех, поэтому ждать встречи с ними мы не имеем права. И поэтому Тантра в нашем времени должна быть иной, она должна быть другой в каждом регионе, в каждом человеке, ибо каждый человек глубоко индивидуален.

Поэтому нет правильных и неправильных (с внешней точки зрения) практик. Каждая что-то дает. И каждая хороша только в каждом конкретном случае. Тантрист России, Украины другой, не такой, как тантрист Индии или Китая. Без учёта динамичности и изменчивости учения, как естественного и необходимого условия для его существования, можно утешать себя мыслью о близости к истокам древнего знания йоги, Тантры, даосизма, слепо повторяя оставленные мастерами древности движения, позы и формы, но это будет иллюзия, самообман, контакт будет односторонним.

Истинный контакт с учением — то, что даёт возможность получать, вкладывая — всегда обоюдный. Он происходит не через книги, монастыри, ашрамы и гуру-это всего лишь его проводники, внешние символы, намёки.

Истинный контакт случается внутри, когда мы тонко настроены на себя, свои ощущения, свой опыт.

Истинный контакт — это контакт со своим внутренним знанием, со всем коллективным опытом бессознательного, частичкой которого мы являемся сами. Меняясь, мы вносим эти изменения в этот пласт, пропуская через себя накопленный до нас тысячелетиями опыт, и трансформируя его. И вкладываем в учение свои знания, свою энергию, свой опыт. И оно тоже растёт, меняясь. Не учитывать это — значит пытаться заморозить, стабилизировать и, наконец, умертвить учение великой Тантры.

Попробуем абстрагироваться от конкретных практик, ритуалов, техник, пойти глубже и найти основу, фундамент, на котором строятся технологии и ритуалы, основу, которая, как и космос, как душа, как смерть, мало изменились за всё время развития человека. Определив эту основу, её принципы, суть, мы сможем гораздо эффективнее создавать способы трансформации сознания, учитывая динамику времени.

Итак, Тантра. Это наука о развитии осознания и для развития осознания. О развитии осознания — так как нет ничего важнее, чем этот динамический, постоянно меняющийся, пребывающий в движении процесс. Осознание не стабильно фиксированная данность, это постоянно меняющийся процесс. Меняющийся по направленности, интенсивности, в зависимости от физических данных, энергетичности осознающего, времени суток, биохимии и физиологии тела на данный момент.

Тантра — это наука об этом процессе и для тренировки, усиления этого процесса. Для того, чтобы сохранить непрерывность осознания в измененных, отличных от рядового, будничного состояния сознания. В продвинутых практиках это использование таких сильнодействующих средств, как непосредственно сексуальный акт, алкогольное и наркотическое опьянение, смерть.

Тантра — это наука о внутренних преобразованиях человеческого тела и сознания. Поэтому бессмысленно судить о Тантре по внешней ее стороне, ритуалам, антуражу. Практики верны лишь в том случае, если они ведут к внутренним изменениям. Точно также можно бесконечно долго оттачивать стиль и движения айкидо или тай-цзы цюани, мастерски выполнять все формы, но это будет пустым и напрасным, если внутри (в теле и в психике) ничего не меняется целенаправленно, если нет целенаправленной и осознанной внутренней работы.

Тантра — это наука о сексуальном постижении себя и мира.

Тантра — это наука о сексе мужчины и женщины. Это наука об интеграции мужского и женского в адепте.

Тантра — это наука об интеграции в адепте двух граней "осознавать": 1) практического погружения в исследуемую область и 2) всестороннем безоговорочном принятии того, во что погружаешься. Тантра — это наука о контакте, о контакте с собой и окружающим миром.

В контакте мы должны глубоко погрузиться в исследуемую область, иначе контакт будет поверхностным. Поэтому для изучения себя и жизни необходимо погрузиться очень глубоко в свои эмоции, чувства, прожить их тотально, в гнев, в смех, в слезы, в радость, в секс, в алкоголь, в смерть.

И второй момент — также необходимо тотально принять все то, что встречается на пути погружения в исследуемые явления. Принять безоговорочно и целиком, ничего не отрицая, ничего не отталкивая. Так реализуются мужской и женский принципы. Мужской — погружение, продвижение, поиск, и женский — способность принимать.

При интеграции этих принципов возникает растворение границ и возможность роста способности осознавать, трансформация адепта и интенсивности его осознания.

Если не реализован первый принцип, значит, не будет движения, поиска, стремления вперед. Осознание будет однообразным и неподвижным.

Если не реализован второй принцип, принятие, — будет движение, но не будет роста. Рост, изменение всегда происходит при вбирании в себя того, что ему способствует. Так растет цветок, питаясь влагой земли, так растет младенец, соединяясь с молоком своей матери.

И интегрирует эти два процесса Любовь. В некоторых духовных традициях это мистическое состояние, является конечной целью практик, но это вряд ли верно. Ведь тогда, когда определённое состояние конечно, то изменения, трансформация и движение прекращаются. Понятие Любовь весьма часто профанируется и за него, как состояние, выдаются определённые действия. Говорят даже "заниматься любовью". Оставим это утверждение на совести тех, кто его порождает, ведь, в конце концов, одним и тем же словом разные люди, в зависимости от развитости своего ума, психики, интеллекта, энергетики и проч. обозначают разные явления. Попробуем опять-таки дать определение, подходящее к данному контексту.

Итак, Любовь — это особое состояние психики, ума, сердца адепта, сочетающее в себе внутреннее блаженство, благость без внешних причин, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему, которые позволяют с неподдельным восторгом относиться ко всему в мире и реализовывать первый принцип погружения мягко и ненасильственно, с трепетом исследователя и без разрушения.

И, в отношении второго принципа, мы так же можем сказать, что принять что-либо без любви тотально просто невозможно, это не будет всепоглощающим принятием. Если любовью не наполнено сердце исследователя, это будет "от и до", не более того, и наше осознание опять застынет в рамках ограничений.

В традиции Тантры этот принцип отражён в особом настрое адепта: "Всё есть Бог!". В этом всё — внутреннее блаженство, благость, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему.

В этом смысле сексуальный акт не случайно назван лестницей, по которой можно двигаться в небеса или катиться в ад. Ведь понятия рая (блаженства) и ада (страдания) внутренние, мы сами их создаем себе, в зависимости от того, в каком состоянии пребывает наше сознание в момент близости — в любви или в ненависти.

Сексуальный акт — самый непосредственный, самый близкий контакт с тем, с кем вы вступаете в него, и поэтому это всегда прекрасный способ очистить шелуху умственных объяснений и притворства. Именно там мы можем гораздо более полноценно быть настоящими, такими, какие мы есть.

Попробуйте в качестве упражнения представить себе на минуту, что вы занимаетесь сексом со своим соседом (соседкой), матерью, сыном, кошкой, собакой, деревом. И отследите свою реакцию.

Что вы чувствуете при этом? Удивление, брезгливость, похоть, безмерный восторг? Чем будет для вас сексуальный акт с этим существом? Проведением времени, развлечением, облегчением от напряжения в паху, выражением вашей любви и доверчивости, молитвой перед алтарём гениталий вашей возлюбленной?

Это и будет ваше истинное отношение к тому, с кем вы были близки. Этим отношением, чувством и наполнено ваше сердце. Оно действительно ваше, это отношение, вы такой, такая. И пока в вашем уме живет брезгливость, раздражение, ваше осознание не переступит очерченных границ.

В исследованиях холотропных состояний Станислав Грофф обнаружил, что человек может осознавать себя тем, или чем, кем он на самом деле не является - животным, растением, другим человеком, побывать в другом времени, в другом пространстве и так далее. Все эти эффекты холотропных состояний подробно описаны в его книгах. Мозг каждого является кусочком голограммы Вселенной, в котором она может отразиться целиком.

По данным науки, человек использует потенциал своего мозга на 3-4 процента, гении на 5-7 процентов, остальные 97 процентов бездействуют. Что же тогда такое эти 3-4 процента нашего мозга? Вероятно, это и есть те структуры, которые отвечают за полноценное функционирование нашего, так называемого, эго. Для выживания в социальной среде этого вполне достаточно. Именно в них живет то, что мы называем "Я", мои привычки, моя личная история, мои способности и контакты, мои ограничения.

Заманчиво допустить, что 97 процентов мозга — это все то, что является идентификациями всего другого, что составляет Вселенную. Именно то "не-я" по Большому Счету, куда входят все другие люди, животные, растения, космос, безвременье и так далее. И, когда с помощью практик или реже — спонтанно — клетки мозга активизируются, то вся Вселенная переживается целиком. Похоже, именно в том состоянии сознания жил Морихей Уэсиба, когда говорил "я — вселенная". Похоже, именно это состояние переживали мистики, заявляющие "я есть Бог". И то, что дает нам возможность прожить эту реальность это те самые свойства нашего сознания — движение и принятие.

Ведь когда мы говорим "нет" тому, с кем представляется возможность вступить в контакт, то, вероятно, одна из клеток нашего мозга, отвечающая за идентификацию с этим человеком, остается блокированной. Еще "нет", и еще одна клетка осталась без жизни. Еще одно "нет", и еще один контакт не состоялся и так далее. Сколько "не я, не могу, не хочу, не мое" существует в нашей жизни, столько клеток мозга продолжают бездействовать до самой смерти.

Когда мы смотрим на человека без отрицания, без критики, когда мы чувствуем себя глубоко сопереживающим с ним, тогда наше осознание растет, увеличивая свою интенсивность. Поэтому практики, созданные в различных традициях, сознание Кришны, Бхакти, служение с любовью богу в каждом явлении, христианство — "возлюби врага своего как себя самого", действительно хороши и вполне приемлемы для увеличения способности нашего осознания развиваться, двигаться вширь, расти, становиться гораздо более интенсивным, чем до этого.

Работа с осознанием в тантрической традиции имеет несколько слоев. Они отражены в практиках, условно разделенных по правому и левому принципу (пути).

Напомним, что правый (правильный) путь — это медитации, посты, пранаямы, мантры, аскеза и т.д. — считается предварительным, необходимым условием для очистки и тренировки осознания и тела. В них адепт проходит первые навыки погружения в измененные состояния сознания, избавляется от таких энергоемких психических структур, как жалость к себе и чувство важности. Эти термины взяты из традиции Нагуализма (в его переводной на русский язык интерпретации). Они наиболее точно отражают характерные для любого человека социальные деформации в психике, при наличии которых серьезная и глубокая работа с сознанием невозможна.

Именно об этих практиках говорят, когда считают, что в тантрической традиции гораздо больше практик несексуальных. Так и должно быть, ибо желающих вступить на путь много, а сумевших пройти по нему единицы.

Сами по себе практики правого пути могут дать достаточно много, чтобы не идти дальше и ограничиться только ими, не рискуя. Правый путь всегда несколько оторван от жизни. Это временно оправдано, чтобы уберечь росток внутреннего от сильных эмоций, чувств, бури страсти и гнева, которые могут его разрушить, пока он не окреп. Но для того, чтобы росток не превратился в тепличное растение, для которого изменение внешней температуры на 2-3 градуса смертельно, мы даём ему возможность закалиться и стать зрелым растением, погружаясь в жизнь вплоть до её крайних проявлений до самой смерти.

Поэтому Левый путь другой. И неслучайно он назван путем героев. В нем для тренировки осознания применяются средства куда более мощно меняющие его качество, чем просто асаны или медитации. Практики секса, алкогольной и наркотической интоксикации, агхора. В них сохранить высокую степень интенсивности осознания гораздо труднее, чем сидя и медитируя на коврике. Поэтому и риск высок. Риск сойти с ума от страха смерти, который порой о себе заявляет столь категорично. Риск привязаться к наркотику, к человеку, с которым (которой) испытываешь неземное блаженство. И риск снижается, когда на этот путь вступает человек подготовленный.

Слои, через которые проходит наше осознание, в чем-то соотносимы с этими направлениями.

Первый слой ума — это все ментальные установки: хорошо, плохо, чисто, грязно, порядочно-непорядочно, добро и зло и т.д. и т.п., с чем сразу сталкивается человек. Все эти установки есть не что иное, как продукт нашего воспитания в семье, социальной среде, в которой мы живем, ее понятий и категорий. Это совершенно необходимые вещи для жизни в обществе. Но для того, чтобы его пройти, важно понять их условность, относительность, и лишить привилегии жесткого определения нашего внешнего и внутреннего поведения всегда и везде. Не проработав этот пласт, я вас уверяю, дальше шагать крайне тяжело. Как только увеличивается энергетичность практик, все эти блокировки начинают выскакивать с неимоверной скоростью, и дальше не продвинешься.

Пример: На одном из наших семинаров мы с подготовленной(!) группой решили сделать процесс работы в так называемой звезде, когда партнер одного пола находится в контакте с пятью партнерами противоположного пола. Практики сексуальных контактов в контексте тренинга у нас не предусмотрено, но, поверьте, телесные и так называемые энергетические контакты дают колоссально много. Интересен был тот факт, что, несмотря на то, что участники тренинга были далеко не новичками, прошли не один тренинг и прожили очень многое, тем не менее, в данном контексте (а работа с несколькими людьми одновременно дает гораздо более мощный эффект, чем работа в парах) и у них была масса осознаваний из области этого первого уровня, что значительно затруднило продвижение в глубину. Всплыло много страхов, насилия — у женщин перед группой мужчин и у мужчин перед группой женщин.

Поэтому я не совсем согласен с некоторыми последователями тантризма, заявляющими, что практика Тантры без прямых половых контактов — это просто детский сад. И необходимо сразу действовать по-настоящему, по-боевому.

Не пройдя детского сада, не взрастив осознания, не освободившись от ментальных деформаций, коих с лихвой хватает у каждого, готового "без страха" кинуться в пучину сексуальных страстей, в глубину все равно не прорваться, не пройти. И можно только думать о том, что ты совершаешь настоящую практику, но это будет барахтаньем на поверхности. Глубина достигается не сразу.

Второй уровень, связанный с первым, — это уровень эмоционально-чувственный. Все вышестоящие установки определяют наше поведение именно потому, что они связанны с эмоциональной реактивностью, с переживаниями, и это гораздо сильнее.

Можно говорить о любви, а можно жить ею. Можно говорить и знать о насилии, а можно пережить его. Можно говорить о сексе, а можно непосредственно им заниматься. Это принципиально разные вещи. Одно дело думать, что вы когда-нибудь умрете, и другое — пережить свою смерть сейчас и безоговорочно.

И здесь удержаться в двух составляющих осознанности — движении и принятии — куда тяжелее. Кому хочется глубоко погружаться в страдания, боль, слезы и горе? Как принять и сохранить открытость своего сердца, если оно рвется на части? Точно могу сказать, очень трудно. Но без этого не будет движения вперед, и на