ЭКЗОРЦИЗМ. ИСТОРИЯ АННЕЛИЗЫ МИХЕЛЬ
История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла сорок лет назад, но не перестаёт вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задаётся каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе Михель – действительно ли она была одержима или же её смерть стала результатом тяжёлой болезни. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию.
Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом. В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, её вес составлял всего 31 килограмм. «Мама, – сказала она перед самым концом, – я боюсь». Вряд ли мы сейчас ответим на вопрос, действительно ли она была одержима, или же это был всего лишь плод её воображения? Но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизы Михель из Германии.
События, о которых пойдёт речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой девушки Аннелизы Михель.
Анна-Элизабет Михель родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке Лайбльфинг в Баварии - Германия, в католической семье. Её имя – сочетание двух имён, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать ортодоксальными. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь Марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.
Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинных священников спала на голом полу в середине зимы. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. Аннелиза любила играть на лесопилке отца, брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне, хорошо училась и мечтала стать учительницей начальной школы. Помимо Марты, у неё были ещё три сестры: Гертруд (род.1954), Барбара (род.1956), и Росвита (род.1957). В 1959 году Аннелиза поступила в начальную школу в Клингенберге, затем в шестом классе перешла в гимназию имени Карла Теодора Дальберга в Ашаффенбурге. В 1968 году произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии – утраты способности говорить, не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой измотанной и опустошённой, что не нашла в себе сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.
В 1969 году девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 года электроэнцефалограмма (ЭЭГ) Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда, позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 года она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28 августа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако, доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. (Фенитоин - противоэпилептическое лекарственное средство из группы производных гидантоина, оказывает противосудорожное действие без выраженного снотворного эффекта, также используется как антиаритмическое средство и мышечный релаксант).
Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт «лицо Дьявола». В том же месяце ей был назначен аолепт, схожий по составу с аминазином и использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Несмотря на это, она продолжала пребывать в депрессивном состоянии. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 года и 4 июня 1973 года. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя направил девушку к отологу, но тот ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки. В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет «гнить в аду».
По словам самой Аннелизы, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Лечение Аннелизы Михель в психиатрической больнице не помогало, и она всё больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости. Первой, или, по крайней мере, одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так была Теа Хайн, друг семьи, сопровождавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан Джорджио-Пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Аннелиза одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали.
К слову, 15 ноября 1972 года на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: «…присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние – там, где…ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (…) Легко задаться… вопросом “какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?”, однако на практике всё сложнее». Летом 1973 года родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости (лат.infestatio), экзорцизм не может быть проведён.
В период между приступами Аннелиза Михель не подавала признаков психического расстройства и вела обычную жизнь. В 1973 году она окончила Вюрцбургский университет. Позднее однокурсники описали её как: «замкнутую и крайне религиозную». В ноябре 1975 года она успешно прошла экзамены для получения Missio canonica – специального разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви. Первым священником откликнувшемся на просьбы Аннелизы, был Эрнст Альт. В 1974 году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, на что получил отказ. Он сказал, что девушка не похожа на страдающую эпилепсией и посчитал, что она в действительности одержима.
Аннелиза Михель надеялась на его помощь. В письме ему от 1975 года она писала: “Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня”. Состояние Аннелизы ухудшалось всё сильнее: она отказалась есть, начала ломать в доме распятие и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, слизывать собственную мочу с пола, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь, ежедневно до 400 раз в час преклоняла колени, отчего они у неё посинели. Однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелиза вышла из-под стола как ни в чём не бывало. Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству.
16 сентября 1975 года епископ Йозеф Штангль проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма, но велел держать обряды в тайне. Его основой тогда был так называемый Римский ритуал («Rituale Romanum»), разработанный ещё в 1614 году и расширенный в 1954 году.
Первый обряд был проведён 24 сентября 1975 года в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, она кричала: “Убери свою лапу, она жжёт как огонь”. После этого Аннелиза прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью, она говорила разными языками. Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франксонским священником в 1552-1575 годах, позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. По сообщениям окружения Аннелизы Михель, иногда демоны даже вступали в пререкания друг с другом, и казалось, что она говорит двумя разными голосами. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.
30 мая 1976 года побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: “Против дьявола нет инъекции”. 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: “ Mutter bleib da, ich habe Angst” (“Мама, останься, я боюсь”). Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 часов утра была констатирована смерть Анны. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов. Предлагалась ещё одна гипотеза, согласно которой смерть была вызвана побочным действием препарата карбамазепина, который она предпринимала в течение нескольких лет.
Точный диагноз Аннелизы так и не был установлен. Хотя психиатрия того времени была не в состоянии излечить девушку, но в какой-то степени контролировала заболевание. Аннелиза умерла после того как отказалась от лечения. Католический священник и исследователь паранормальных явлений Джон Даффи опубликовал в 2011 году книгу о Аннелизе. Он написал, что на основе имеющихся данных можно с уверенностью сказать, что Аннелиза не была одержима. Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман сказал по поводу инцидента следующее: «Как врач я говорю, что не существует такого явления, как “одержимость”. На мой взгляд, эти пациенты душевнобольны. Я молюсь за них, но само по себе это не поможет. Вы должны работать с ними как психиатр. Но в то же время, когда пациент поступает из Восточной Европы и считает, что он одержим дьяволом, было бы ошибкой игнорировать его систему взглядов».
Тем не менее, некоторые исследователи придерживались мнения, что Аннелиза в действительности была одержима. Эту точку зрения отстаивала антрополог и протестантка по вероисповеданию Ф. Гудман, опубликовавшая об Аннелизе Михель книгу «Аннелиза Михель и её демоны». Там же она подвергла критике судебный процесс.
Когда Альту сообщили о смерти Аннелизы, он сказал её родителям: “Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего”. Как показало вскрытие, гибель Аннелизы не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. На момент смерти Аннелиза весила всего 31 килограмм.
21 апреля 1978 года окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и двух священников проводивших обряд экзорцизма – отца Эрнста Альта и священника Арнольда Ренца. Позже родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 года признал, что верит в существование демонов. Впрочем, в 1974 году исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66 процентов католических теологов в Германии верило в существование дьявола.
По словам судьи Эймара Болендера, который вёл дело Аннелизы, её смерть можно было предотвратить лечением даже за 10 дней до случившегося.
История Аннелизы Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз».
1 июля Аннелиза Михель умерла. Измождение и недоедание сыграли свою роль. Ей было всего 23 года. Экзорцисты восприняли это как святую смерть, искупление за ошибки современной церкви. Душа девушки была спасена.
Март 1978 года. Родители Аннелизы, а также отца Ренца и отца Альта обвинили в пренебрежении и содействии суициду.
Родители построили усыпальницу для своей дочери в Клингенберге, городе, где она провела свою короткую жизнь. Возможно её смерть действительно стала жертвой во благо других. После её смерти ни один католик в Германии не подвергался ужасам, которые испытала она. Никто больше не умер в таких мучениях.